герб района
Администрация
Щербиновского сельского поселения
Щербиновского района Краснодарского края

О профилактике выплат «серых» заработных плат.

В наступившем 2020 году особое внимание всеми органами власти уделяется  налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) и уплате страховых взносов, ведь ключевые резервы дополнительных поступлений непосредственно сосредоточены в легализации трудовых отношений. НДФЛ традиционно используется как регулятор уровня получаемых доходов, и циклических процессов в экономике.  В некоторых источниках финансовые аналитики называют общий  резерв недополученных бюджетом денежных средств  по выплатам «в конверте» «следующим после НДС необузданным морем денег». Ситуацию разъясняет заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Краснодарскому краю    Небылица Светлана Георгиевна.

           Такой серьезный подход со стороны контролирующих органов обусловлен еще и тем, что порядка 13 триллионов руб. еще в 2018 году составило предполагаемое расхождение между «белой» и «серой» заработной платой по данным Министерства финансов РФ. Для анализа  были взяты суммы полученных доходов физических лиц, на которые отчитались их работодатели и сумма произведенных расходов за отчетный год. Цифры не сошлись на 13 триллионов. Конечно Краснодарский край в этом отношении – капля в море, однако если провести аналогичное исследование на Кубани расхождение будет существенным.

На этапе формирования трудовых отношений многие работодатели мотивируют выплату  «серой» заработной платы необходимостью снижения налоговой нагрузки с целью сохранения стабильности экономического состояния предприятия. Но занятость с «устной» договоренностью о размере заработной платы приводит к негативным последствиям прежде всего для самого работника, так как это дает возможность работодателю:

  • не производить отчисления из зарплаты работника в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования, а это – отсутствие заслуженного пенсионного обеспечения и мизерные пенсии по старости, а так же не возможность получить бесплатное медицинское обслуживание;
  • не производить отчисления из зарплаты работника в фонд социального страхования, а это – неоплаченные: лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижении им 3-х летнего возраста, сумма полагающегося ежемесячного ущерба в случае трудового увечья или профзаболевания, а также единовременного пособия (в том числе в случае смерти работника);
  • не удерживать из заработной платы конкретного работника налог на доходы физических лиц, а это – отсутствие возможности получить предусмотренные законодательством социальные, стандартные и имущественные вычеты.

Также получение «серой» заработной платы влечет за собой такие последствия, как отказ в получении банковского кредита, отказ в выдаче визы, угрозу привлечения к ответственности за незадекларированные доходы.

Необходимо помнить, что работник, получивший доход, с которого не уплачен налог, самостоятельно должен задекларировать его в установленные законодательством о налогах и сборах сроки не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим годом получения доходов, а так же уплатить положенную сумму в бюджет – не позднее 15 июля.

Важно отметить, что  с 01.01.2020, в соответствии с Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вступают в силу дополнения, внесенные в п.9 ст.226 НК РФ, согласно которым налоговый орган в праве доначислить по результатам камеральной налоговой проверки необходимую сумму налога при его неполном удержании налоговым агентом. Данное дополнение применимо и в случае выплаты «серой» заработной платы,  при этом штрафные санкции, предусмотренные ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов», а также ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)» остаются в силе.

Так же необходимо отметить, что согласно Федерального закона от 27.12.2019 N 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2020 уровень минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) повысился и составил 12 130 руб.

Наиболее распространенными причинами  выплаты заработной платы ниже МРОТ, согласно пояснениям налогоплательщиков, является занятость работников на предприятии неполный рабочий день (0,5 и 0,25 ставки), при наличии полной ставки на другом месте работы (внешние совместители), а также личные обстоятельства, позволяющие присутствовать на рабочем месте неполный рабочий день (пенсионеры, инвалиды 3,4 групп, матери-одиночки, а также многодетные родители). Также  низкий  уровень заработной платы поясняется упавшим спросом на производимую продукцию, продаваемые товары и оказываемые услуги, а также высокой конкуренцией в сфере деятельности налогоплательщиков, непрерывным ростом издержек производства, в том числе на выплату заработной платы (увеличение МРОТ).

Но следует отметить, что налоговым органом на  постоянной основе в рамках проведения камеральных проверок представленных расчетов по страховым взносам и НДФЛ проводятся осмотры мест осуществления деятельности, анализируются расчетные счета налоговых агентов, сопоставляются данные всей представленной налоговой отчетности, дополнительно истребуются документы, проводится анализ заключенных государственных (муниципальных) контрактов.

Так же налоговым органом изучается вопрос внешнего совместительства, а именно работы в других организациях и у других индивидуальных предпринимателей. Доводы налогоплательщика о том, что сотрудник якобы где-то подрабатывает, где ему не известно,  в расчет не принимаются, так как ответственность за соблюдение налогового и трудового законодательства каждый работодатель несет персонально за себя.

Кроме этого проводится анализ приобретенного в течение 2018-2019гг недвижимого имущества, транспортных средств, земельных участков.

Еще одним инструментом в работе налоговых органов являются допросы работников, в том числе и уволенных. Данный перечень формируется на основании представленных расчетов по страховым взносам и расчетов сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ), а также  сведений о доходах физических лиц (справки по форме 2-НДФЛ).

В случае подтверждения факта выплаты заработной платы «в конверте»  для нерадивого работодателя  предусмотрена ответственность: ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов», ч. 2, ст.145.1 УК РФ «Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности».

При проведении мероприятий налогового контроля налоговым органом изучаются не только прямые, но и косвенные признаки выплаты  «серой» заработной платы и использования схем минимизации уплаты налогов.

В последние несколько лет государство также  очень внимательно относится и к невыплате заработной платы. Одним из важных условий оплаты труда является так же соблюдение требований  предусмотренных ст.136 ТК РФ, а именно выплата заработной платы не реже, чем  каждые полмесяца. В выполнение данного условия можно убедиться ознакомившись с ведомостями по выплате заработной платы. Даже банкротство в этом случае не является смягчающим обстоятельством.

Важно и то, что сам наемный работник, в соответствии со ст.33  Конституции РФ может направить заявление о фактах нарушения его прав в трудовую и налоговую инспекции. Впоследствии данный документ будет направлен также в прокуратуру и работодателя вызовут для дачи пояснений уже туда. Вовсе не обязательно, чтобы оборот и выручка у предприятия при этом имели внушительный размер.

Поэтому, для того, чтобы обезопасить себя и свое предприятие от негативных последствий остается только одно: платить «белую» зарплату, только совместными усилиями мы сможем повлиять на изменения сложившейся ситуации в нашем крае.